Господь, вознесясь на небо, показал, где Его истинное место, — одесную Бога. Взошел туда и во всей полноте человеческой природы соединил земное и небесное. Теперь это магнит, который притягивает к Себе каждое христианское сердце, направляет каждую душу христианскую.
И апостолы возвратились радостные, потому что познали Божественную радость и Божественную любовь. Они возвратились, ожидая Утешителя, чтобы здесь, на земле, устроить для каждого верующего человека возможность прикоснуться к небу. Возвратились с надеждой, что Господь снова придет своей правдой к каждому, кто этой правды ждет на земле.
— Но у апостолов был реальный опыт переживания — они видели страсти Христовы, и «за этот страшный промежуток» «доросли до Воскресения». А где нам взять вот такую радость, о которой вы говорите?
— Думаю, что апостолы не сразу «доросли» до Воскресения, это всё равно был путь через всю оставшуюся их жизнь. Их состояние совершенства на тот момент не определилось. И я думаю, оно и до сих пор определяется в Царствии Небесном. И будет определяться бесконечно.
Евангелие нам показывает, что, апостольский путь только начинается. Это значит, что и свидетельство о Воскресении только начинается, только начинается возрастание Воскресения в их жизни. Потому как все эти сорок дней, которые Господь является своим ученикам, Он убеждает их в Своем Воскресении.
Потом раскрывает им тайны Царствия Небесного, которые для них все равно оказались непонятыми, несмотря на то, что они провели с Ним несколько лет в самом тесном общении. Все равно вся жизнь у апостолов — это жизнь Богопознания. А не так, что они в момент Бога познали и уже ничего нового потом о Нём не узнали. И мы идём тем же путём, путём сначала поиска Бога, потом Его узнавания и познавания.
— Но чем Вознесение Господне значимо для нас, людей? Он родился — это начало изменения человеческой истории. Воскрес — смерть побеждена. А здесь?
— История пришествия Господа — это история совсем не о том, что Он был послан исполнить Свою миссию. Вот Он съездил в командировку на Землю, с Небес спустился, совершил все что надо, и теперь Он, закончив свое дело, возвращается обратно. Это совсем не так.
Дело в том, что с этого момента начинается новый этап в отношениях человека и Бога. Господь возносится на Небо не тем образом, которым Он сошел с Небес.
Если Он Духом Святым воплощается через Пресвятую Деву Марию, то на Небо Он восходит как Богочеловек.
Он не сбрасывает с себя человеческую природу, человеческую плоть как уже ненужную одежду. Зачем Богу быть человеком? Зачем Ему нужна эта человеческая природа, плоть, в которой Он страдал? Почему Он, даже не стерев с Себя раны, возносится во плоти, в которой Он страдал?
Он же с прободенными руками, с прободенным ребром возносится на Небеса, во всей полноте человеческой природы, показывая, насколько у человека есть возможность возрастать в Боге, насколько человек способен соединяться с Богом и пребывать там, где пребывает Господь. Вот в чем смысл. Вот в чем радость.
— Но апостолы действительно могли осязать Господа в телесности…
— А разве не мы поем: «Воскресение Христово видевши, поклонимся Господу Иисусу»? Это разве не нас касается? Они видели. А мы разве не видели? А мы разве не касаемся Его Плоти и Крови, когда причащаемся Даров Христовых?
Вознесение — это совсем не праздник богооставленности. Это в тропаре и кондаке сказано: «Еже о нас исполнив смотрение, и яже на земли соединив небесным, вознеслся еси во славе, Христе Боже наш, никакоже отлучаяся, но пребывая неотступный, и вопия любящим Тя: Аз есмь с вами и никтоже на вы».
Мы знаем, что Христос посреди нас и есть, и будет. И что нет, по большому счету, никакого между нами расстояния. Как, в общем, нет того же расстояния между ушедшими от нас близкими любимыми людьми. Мы живем в их присутствии. И надо просто научиться всегда жить в присутствии Бога.
— Но как же, если Господь рядом, почему мы ждем Его Второго Пришествия?
— Со Вторым Пришествием открывается жизнь будущего века. Со Вторым Пришествием открывается новый мир Вечности, в котором нет ни болезней, ни печалей, ни зла, ни всего того, что является для нас препятствиями к Богообщению. Мы ждем этого момента, когда все препятствия, вся преграды между человеком и Богом уйдут окончательно. Для кого-то оно уходит уже при жизни, и таких людей мы называем святыми.
Праздник Вознесения Господня, — это не только праздник ожидания Духа Святаго и Пятидесятницы, это праздник радостного ожидания Второго Пришествия Христова. В нашей молитве «Верую…» мы так говорим об этом: «и восшедшего на небеса и сидящего одесную Отца и паки грядущего со славою судити живых и мертвых, Его же Царствию не будет конца»…
Для нас Второе Пришествие Господне так же радостно, как для апостолов Его святое Вознесение. Для нас ожидание Его славного Второго Пришествия, когда Его же Царствию не будет конца, должно быть таким же желанным, как каждое ожидание Христа в молитве, когда Он отвечает на наше воздыхание сердечное, или когда Он приходит к нам в причастии Святых Христовых Таин.